Місто
Новое место: «Циферблат» (Одесса)
Буккроссинг, посткроссинг, аренда велосипедов, ночные кинопросмотры, настольные игры, чай, кофе и оплата только за проведённое здесь время — в Одессе открыли свободное пространство «Циферблат».
В центре Одессы, в переулке между улицами Дерибасовской и Греческой, открылось свободное пространство «Циферблат», где каждый может заниматься чем угодно и платить только за проведённое время. Стоимость одной минуты — 50 копеек в первый час, последующее время — вдвое дешевле (25 копеек за минуту). В «Циферблате» можно работать, проводить встречи, читать, играть в настольные игры, слушать концерты, смотреть кино и многое другое. Для гостей есть бесплатные чай, кофе, холодный лимонад, тосты и печенье, также можно приносить еду с собой. Ограничений несколько: в свободном пространстве не курят, не употребляют алкоголь и не сквернословят. На входе каждый гость получает часы, администраторы записывают время прихода в книгу учёта, расплачивается посетитель уже на выходе. |
|
В Европе функцию подобных заведений в пространстве большого города называют third place (третье место). Место, в котором современный городской житель проводит время между учёбой, работой и домом. Это седьмое по счёту заведение подобного формата, придуманного Иваном Митиным. Одесский «Циферблат» открыт по франшизе. Отделения есть в Москве, Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде и Киеве. Первый «Циферблат» в украинской столице открылся в марте этого года и сразу стал популярным местом для проведения деловых и творческих встреч, работы фрилансеров и клубом по интересам.
В одесском «Циферблате» особое внимание уделили организации пространства и интерьеру. Создатели разделили помещение на несколько зон, у каждой есть своя функция. В главном зале, «Гостиной», зоне активного трафика, помимо столов для гостей, поставили бар с посудой, кофемашиной, холодильником и едой. В центре стоит старинное пианино, которое служит украшением для зала и работающим инструментом во время музыкальных вечеров. Это самое большое пространство в «Циферблате», поэтому здесь проходят все развлекательные мероприятия: игротеки «Планета игр», джем-сейшены и ночные кинопросмотры.
Антресоль, куда ведёт винтовая лестница из «Гостиной», представляет собой нечто вроде лаундж-зоны. Отсюда можно наблюдать за тем, что происходит внизу. Третья зона — это «Кабинет», расположенный этажом ниже основного зала, самое тихое пространство «Циферблата». Полки уставлены книгами — любую можно забрать с собой, а взамен принести другую. Стены завешены старинными гравюрами, среди мебели — удобные кресла.
Помимо буккроссинга, владельцы планируют ввести посткроссинг. Скоро в «Циферблате» появится стеллаж с открытками молодых иллюстраторов и графических дизайнеров. Любой гость сможет подписать и отправить открытку своему другу. С июля посетители также могут арендовать велосипеды.
Кирилл Вербич
Архитектор
Я проникся форматом от его создателя — Вани Митина. Вместе с тем мы с Кириллом Липатовым хотели создать в Одессе что-то отличное от уже существующих «Циферблатов». Главным было не испортить это помещение, оно замечательное. Не хотелось его ничем перегружать. Пространство должно быть динамичным и легко адаптироваться под разных людей и разные события. Для этого всё должно быть лаконично и приятно. Проектировалось всё — от цвета паспарту на стенах до высоты ножек столов. Мы захотели использовать эстетику лофта, необычайно популярного стиля в интерьерном дизайне. На потолке мы разбили сетку из анкерных крюков, на которых мы подвесили свет, кондиционер и даже велосипеды. Спрятанные английские ролеты мы выставили под стеклянным фризом. Ведь лофт — это прежде всего функция, опрокинутая в новую эстетику.
Кирилл Липатов
Совладелец
Когда-то мы с Митиным пытались сформулировать, что такое «Циферблат», и пришли к выводу, что это попытка реализовать офлайн те поведенческие стратегии, которые у населения до 35 лет выработали социальные сети. За последние пять лет большинство людей от 15 до 35 осели в соцсетях. Если пять лет тому назад их поведение в социальных сетях определялось поведением в обычной жизни, то сейчас происходит обратное. «Арабская весна» — это пример того, как люди в фейсбуке собрались и свергли тридцатилетний режим. Это пример новой площадки идентичности. Сегодня люди объединяются посредством социальных сетей. А там в общем-то всё то же самое, что и в «Циферблате», — свобода и ситуативность поведения. Ты хочешь — заходишь, ты хочешь — выходишь. Это общение между людьми. Социальные сети основаны на общении. «Циферблат» тоже основан на этой идее. Ты можешь сидеть целыми сутками в социальных сетях и ни с кем не общаться, но в принципе это странно. Ты заходишь туда, чтобы с кем-то поговорить. Ну и третье, что есть в социальных сетях, — это контент, некое содержание. Контент, общение и свобода — это три кита, на которых, на мой взгляд, держится «Циферблат».